Вин Чун Тай Цзы
Подписка на новости:



О Вин-Чун

О Вин-Чун | Практики | Легенды (Мастера) |
О Вин Чун


В мире китайских боевых искусств школа Вин Чун занимает особое место, подобно тому как в японском каратэ школа Кёкусинкай выделяется своей непохожестью на другие. Хотя в её символе, пятилепестковом цветке сливы, зашифрованы основные принципы китайского мышления — пять первоэлементов, восемь триграмм, два начала бытия — мистические аспекты имеют в этой школе небольшое значение. Главные роли в ее практике играют учебный спарринг и работа на манекенах, а не шлифовка старинных форм или упражнения "в пустоту". Простота, целесообразность и здравый смысл — вот что составляет теоретическую платформу школы.

Если верить легендам, её создала в XVI веке буддийская монахиня Вин Чун (в другом прочтении иероглифов Юн Фан), имя которой означает "Весенний цветок", или "Сияние весны", "Вечная весна", словом, что-то свежее, красивое и цветущее. То, что создателем этой системы была женщина, определило такие её особенности, как преобладание мягкости над жесткостью, ловкости над силой, защиты над нападением, ближнего боя над дальним, техники рук над техникой ног. Если вы посетите тренировку в школе Вин Чун, то не увидите там никого, кто занимался бы растяжкой для ударов ногами в голову, или отрабатывал бы контратаки по схеме "блок-удар". Скорее всего, вам бросятся в глаза странные движения руками бойцов, работающих попарно. Эти движения называются "Чи Сао", что означает "липкие руки". Со стороны они выглядят довольно забавно (однажды при мне их назвали чем-то средним между трепыханием крыльев и вымешиванием теста), но всякий, кто пытался спарринговать с бойцами Вин Чун, скажет вам, что техника "липких рук" очень эффективна (для тех, кто ею владеет) и опасна (для тех, против кого её применяют). Ещё вы, несомненно, обратите внимание на размещенные возле стен деревянные или металлические манекены, и на то, как много времени уделяется отработке с их помощью приёмов защиты и нападения.

 


Один из основных принципов Вин Чун, это принцип центральной оси, т.е. оси, мысленно проводимой вдоль позвоночника сквозь человеческое тело. Принцип центральной оси имеет два важных следствия. Во-первых, то, что всё внимание уделяется её защите. Это выглядит так: вы держите руки, слегка согнутые в локтях, выставленными вперед от центральной линии, а локти защищают тело по бокам. Блоки, в классическом понимании этого слова, здесь не используются, оборонительные действия направлены на то, чтобы отклонять удары противника в сторону от центральной линии. Таким образом, на оборону тратится минимум движений и сил.

Во-вторых, атаки осуществляются от вашей центральной линии прямо в центральную линию тела противника (в этом плане Вин Чун напоминает боевое искусство тибетских лам и корейскую школу Тхэккён). Надо отметить, однако, что несмотря на внешнюю простоту, такой удар достаточно труден в исполнении. Надо добиться того, чтобы противник при соприкосновении с вашей рукой ощущал через неё воздействие всей массы вашего тела. Зато результаты будут поразительные! Достаточно попасть в подбородок противника, и он рухнет в глубокий нокаут.


Другой важный принцип — это атака по прямой линии. Так как прямая является кратчайшим расстоянием между двумя точками, она самая лучшая и наиболее целесообразная траектория для ударов. Почти вся техника Вин Чун, за очень немногими исключениями, соответствует этому принципу. Вот что говорит сифу из Гонконга Лян Тин, наиболее популярный мастер-наставник Вин Чун в США: "Чем меньше диаметр круга, по которому проводится приём, тем он эффективнее. Мы стремимся круги сводить к прямым линиям".

Следующий принцип можно назвать принципом пружины. В школе Вин Чун проводят различие между грубой силой и упругой. Грубая сила подобна могучему дубу, в который можно упереться и сломать. А упругая сила — это пружина, сломать которую невозможно. Если на нее действует грубая сила, она какое-то время сжимается, а затем резко высвобождается и наносит хлёсткий удар. Руки бойца в стиле Вин Чун работают как две пружины, постоянно сжимающиеся и снова выскакивающие вперёд. Действия руками соответствуют здесь девизу: "Пружинь, когда тебя атакуют, не отрывай рук от противника, чтобы он ни делал, и атакуй, как только он хотя бы на миг открылся!". Когда бойца Вин Чун атакуют, он, следуя этому девизу, уступает с сопротивлением ("пружинит"), давая своим рукам возможность накопить энергию. Когда же противник убирает свою руку или ногу для следующей атаки, руки бойца неотступно следуют за неприятелем, и как только тот на мгновение приоткрывается, автоматически наносят удар. В школе Вин Чун отступление не признаётся. Вместо него используют принцип вращения. Когда противник делает выпад, атакуя вас, вы просто разворачиваетесь как флюгер, или немного отклоняетесь в сторону от линии атаки, чтобы конечности и тело противника прошли сбоку от вас. А ваши руки помогают при этом направить его атаку в сторону от центральной линии. Следующий принцип гласит, что сражаться с врагом надо "нос к носу", а не "нос к кулаку". Это значит, что с какой стороны и как бы не нападал противник, необходимо разворачиваться к нему лицом, следуя, подобно стрелке компаса, за его центральной линией.

Принцип "сохранения центра тяжести" требует держать корпус и голову прямо, использовать верхнюю и нижнюю части тела как единый механизм, прикреплённый к центральной линии. Вы никогда не увидите, чтобы боец Вин Чун стелился по земле в низкой стойке, или перегибался в поясе, что встречается в большинстве других стилей кунг фу. Он всегда держится прямо, а вес тела приходится преимущественно на заднюю ногу. Эта поза называется стойкой "лука и стрелы" (впереди стрела, позади дуга лука), она даёт возможность наносить удары тремя конечностями одновременно — двумя руками и передней ногой. В этой стойке боец к тому же малоуязвим для подсечек, т.к. его передняя нога не нагружена весом тела, ее можно убирать, использовать для блоков или стопорящих ударов.

 

принцип "одновременной защиты и атаки". Вместо того чтобы отклонять удар противника от своей центральной линии одним движением, а контратаковать другим (и, к тому же, другой рукой), боец Вин Чун один и тот же приём использует и для обороны, и для атаки. Но секрет таких действий не в выборе приёмов, а в особой тренировке чувствительности рук, упомянутой в начале статьи – "Чи Сао". В самом общем виде "Чи Сао" можно охарактеризовать как упражнение, в ходе которого два партнёра поочерёдно нападают и защищаются, соприкасаясь руками в районе запястий и ни на секунду не разрывая этот контакт.

 


Внимание!
Проводится весенний набор
в группу по изучению Тайцзи-цюань >>
   
Copyright © Школа "О" 2008-2010 Школа "О"  |  NEWSRoom  |  Правила  |  Альбомы  |  Библиотека  |  Контакты  |  Новости